ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Тема: ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Актуальность темы.
Основной приоритет школы – подготовка личности школьника, грамотного, компетентного, творчески развивающегося. На смену традиционной исполнительной деятельности учителя, должна идти деятельность проблемно-исследовательского, творческого характера, способствующая осмыслению инновационных идей и инновационного опыта. Решающими факторами развития творческого потенциала учителя являются инновационные процессы в образовании.
Актуальность рассмотрения вопроса о педагогических инновациях в связи с развитием творческого потенциала учителя, успешного формирования личности школьника определяется тем, что инновации в образовательном процессе, их качество становится с одной стороны, проявлением уровня квалификации, компетентности педагогов, результатом их творческой деятельности, а с другой – действенным средством, условием совершенствования, повышения качества обучения.
В рамках реализации социального заказа социализации и саморазвития учащихся перед школой встают следующие проблемы:
Ø развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования;
Ø формирование личности школьника в процессе освоения инноваций;
Ø работа по развитию одаренности, адаптивных возможностей учеников
Ø совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования;
Ø проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
2. Стратегия развития школы.
Системный подход, направленный на достижение этой цели, начинает реализовываться уже на первом этапе формирования первых классов.
На этапе окончания первой ступени все учащиеся овладевают знаниями не ниже базовых. На второй ступени обучения та же структура образовательного процесса сохраняется, но содержаниеобразования построено таким образом, что способствует
постепенному самоопределению учащихся, которые к 10-му классу должны решить, какой профиль они выберут: естественно-математический или гуманитарный.
На третью ступень переходят те учащиеся, которые успешно сдали экзамены на аттестат об основном образовании. При этом им вновь предоставляется выбор: продолжать получать фундаментальные знания по всем основам наук либо обучаться в классе, ориентированном на профильную подготовку.
Таким образом, структура обучения предусматривает две вертикальные ветви получения общего и среднего образования: общеобразовательная подготовка; обучение повышенной сложности с увеличенным набором естественно-научных и гуманитарных предметов, нацеленных на предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Изменение содержания образования реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и перевода школы в режим профильного образования. Дифференцированный и личностно-ориентированный подход осуществляется в учебно-воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.
4. Миссия школы
Учитывая ставшие перед школой проблемы, школа идет по пути не просто адаптации ребенка к школе, а сама становится адаптивным учреждением, создавая условия для успешного вхождение ребенка в школьный социум и обретения в нем успеха в учебной деятельности.
Миссия школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции, с учетом различий их склонностей способностей. « Школа для всех и каждого».
Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями , с другой стороны - гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы призвана стать адаптация детей и юношества к быстро меняющимся реалиям жизни, сохранение личности воспитанника в непростых условиях взрослой жизни.
5. Цель
Идея, положенная в основу концепции, - воспитание профессионально ориентированной личности, владеющей фундаментальными знаниями и подготовленной к жизни.
Цель образовательной программы школы - выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование физически здоровой и творческой мыслящей личности способной адаптироваться к условиям современной жизни.
6. Гипотеза
Мы исходим из предположения, что личностно-ориентированный подход в образовании позволяет обеспечить возможность самопознания, самоопределения и самореализации, развития творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями школьника при:
-создание оптимальных условий для саморазвития и реализации жизненных потребностей ребенка;
- расширение возможностей социализации личности в условиях богатой духовной и материально-пространнственной и социокультурной среды;
-предпрофильной подготовке и профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации личности;
-актуализации мотивов самопознания и саморазвития личности за счет ведения целенаправленной психолого-педагогической работы в данном направлении ; -диагностики и самодиагностики индивидуальных особенностей личности и выходом на описание индивидуального познавательного профиля.
7. 3адачи программы.
Школа должна помочь ученику найти себя в жизни, безболезненно и продуктивно вписаться в социум. С раннего школьного возраста, познав свои индивидуальные особенности, способности и интересы, развив их в среднем звене, старшеклассник получит возможность определить направление своего дальнейшего образования и круг будущих профессиональных интересов. Для реализации программы поставлены следующие задачи:
7.1. Формирование физически здоровой личности: предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе; оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей.
7.2.Развитие творческих способностей учащихся и выявление индивидуальных наклонностей: определение уровня развития творческих способностей и интересов учащихся с целью совершенствования программ по предметам и подготовки условий для реализации предпрофильной подготовки и профильного образования.
7.3. Введение предпрофильной подготовки и профильного образования: создание материально-технической базы, научно-методических обоснований для безболезненного перехода к профильному образованию.
7.4.Формирование творчески работающего коллектива учителей: совершенствование работы методических объединений; организация освоения современных образовательных технологий и диагностика качества обучения; разработка авторских программ по профилям; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей;
7.5. Организация учебно-воспитательного процесса: совершенствование учебного плана и учебных программ, нацеленных на предпрофильную подготовку и профильное обучение; разработка оптимального сочетания базового и дополнительного образования в старших классах; развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; дифференцирование обучения; изучение и внедрение в практику проектной технологии.
7.6. Воспитательная работа: повышение эффективности работы органов ученического самоуправления ; совершенствование системы работы классных руководителей; формирование и укрепление традиций школы ; профориентационное воспитание на основе взаимного сотрудничества с местными предприятиями.
можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.
плана в соответствии с выбранными профилями обучения.
управлению школой, к решению вопросов организации предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
подготовки и профильного образования.
ориентированного обучения и метода проектов.